Есть ли существенная разница, на основе чего изготовлен баббит – олова или свинца? В чем она заключается?

Вы совершенно верно заметили, что баббит может быть изготовлен на основе двух металлов. В одном случае, его основу составляет олово, в другом – свинец. В качестве так называемых присадок могут быть использованы такие элементы, как сурьма, медь, никель, кальций, натрий, магний, теллур и т.д. В зависимости от состава сплава баббиты различаются своими характеристиками и имеют разные области применения.

Наличие олова в составе баббита определяет его более высокую коррозионную стойкость, теплопроводность и износоустойчивость, по сравнению с баббитом из свинца. Поэтому обычно этот сплав используется, когда от антифрикционного материала требуются минимальный коэффициент трения и повышенная вязкость. Например, марка «Б-83» (олово - 83 %; сурьма - 11 %, медь - 6 %) используется для подшипников, работающих при средних нагрузках, с допустимым рабочим давлением 10-15 МПа.

Свинцовые баббиты обладают более высокой рабочей температурой, чем те, что сделаны на основе олова. Это позволяет применять их для подшипников дизельных двигателей (автомобилей и тракторов), прокатных станов. Например, баббиты на основе свинца и кальция («БКА», «БК2», «БК2Ш») используют в подшипниках подвижного состава железнодорожного транспорта. Подробнее посмотреть, чем отличается баббит одной марки от другого по своим физико-химическим свойствам, можно в Госстандарте СССР ГОСТ 21877.0-76, который устанавливает технические требования к данным сплавам.

Вернуться на главную